Николай Лузан: Построение и использование модели BUDGET@RISK

На недавней презентации результатов ежегодного исследования зрелости управления рисками, Николай Лузан, Директор департамента по управлению рисками и внутреннему контролю ПАО «Вымпелком»

Николай описал несколько шагов:

1. Нужно «продать» вероятностную модель высшему руководству или акционеру. Лучше и тем и другим.

Акционер всегда хочет больше денег. Его требования всегда будут амбициозны.

Наемный менеджмент всегда хочет бонус. И очень старается его получить.

Акционер любит выполнение обещаний менеджмента и не любит сюрпризов.

Менеджмент не заинтересован ни в «перелетах», ни в «недолетах». Все стремятся попасть в то, что пообещали с минимальным отклонением. Иначе будут обвинены либо в излишнем консерватизме, либо в неэффективности.

Фактические показатели компании всегда будут отличаться от прогнозных. Разница – и есть тот риск, который нужно посчитать и снизить.

Риск-менеджмент через модель обеспечивает разумную уверенность в достижении целей. Это значит разумное планирование в начале и ответственное исполнение в ходе реализации.

2. Построение и поддержка модели budget@risk требует определенной подготовительной работы.

Принять на работу (переманить, вырастить внутри компании) компетентного регулярного работника (далее — Ресурс) в команде риск-менеджмента для построения и администрирования модели budget@risk.

Организовать Ресурсу доступ к системе и команде планирования, бюджетирования и управленческой отчетности.

Ресурсу нужно понять (и рассказать остальной команде РМ) кем и как составляется бюджет компании (включая бизнес-функции).

Закупить и освоить (сперва Ресурсу, потом всем остальным) специализированный софт для вероятностного моделирования (VOSE, Palisade, Oracle или аналог).

Пересобрать бюджет (используя существующую модель или сделать свою) с оглядкой на дальнейшее моделирование и научиться «сходиться в ноль» с «бюджетологами».

Создать подробный мануал по структуре модели и логике ее функционирования и использования.

3. Работа непосредственно с моделью содержит ряд не очевидных особенностей.

Определить материальные статьи бюджета для целей моделирования. Остальные добавляем бюджетными/прогнозными значениями «бюджетологов»/бизнес-функций.

Определить и «поженить» с моделью источники информации о рисках бюджета (база данных по рискам, рабочие файлы по рискам, риски проектов и пр.).

Подобрать оптимальную методологию моделирования для каждой статьи (понедельная/помесячная/поквартальная детализация, метод, взаимосвязи статей и пр).

Определить, что такое риск (выбрать соответствующие риск-метрики)?

Настроить диаграмму Торнадо в зависимости от выбранной риск-метрики, научиться интерпретировать и работать с результатами диаграммы.

Результаты моделирования презентовать отдельно – «pre-mitigate/post-mitigate», «clear/scenario».

Завести за правило тестировать и калибровать модель при необходимости.

4. Как упростить себе жизнь при работе с моделью?

Используйте результаты работы других подразделений. Особенно когда вас мало.

Подразделение по планированию, бюджетированию и контролю – ваш лучший друг. Подразделения, которые работают с рисками (экономическая безопасность, налоговики, юристы, аудиторы и пр.) – ваши лучшие друзья.

Формируйте базу данных по реализовавшимся рискам как хранилище достоверной статистики с указанием влияния риска на статью бюджета.

Формируйте базу данных по проектным рискам.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.